Пропан — это насыщенный углеводород C3H8, содержащийся в природном газе различного происхождения. Для промышленного и бытового использования его получают при нефтедобыче и переработке нефтепродуктов. Хранится и транспортируется газ в сжиженном состоянии в стальных баллонах под давлением порядка до 16 атмосфер. Пропан не имеет запаха и цвета, он значительно тяжелее воздуха. Объем пропана измеряется в литрах. Заправляют баллоны пропаном на 80% в целях безопасности на случай теплового расширения продукта.
Метан – это простейший углеводород CH4, основная составляющая природного газа. Применяемый в промышленности и в быту метан — это компримированный природный газ. Чистый метан не имеет запаха и цвета, он легче воздуха. Хранится и транспортируется в баллонах в газообразном сжатом состоянии под давлением порядка 200–250 атмосфер. Объем метана измеряется в кубических метрах.
Для использования в быту к обоим газам добавляются специальные вещества (одоранты), чтобы по запаху можно было определить наличие утечки.
Происхождение | Получается искусственно при переработке нефтепродуктов | Природный газ |
Агрегатное состояние при хранении | Сжиженное | Сжатый газ |
Температура кипения | –41,1°C | –161,6°C |
Сжатие в баллоне под давлением | 10–15 атм. | 200–250 атм. |
Теплотворная способность | 23,63 МДж/л | 39,8 МДж/м3 |
Вес среднего баллона | 20–30 кг | 60–125 кг |
Плотность в нормальных условиях | 2,019 кг/м3 | 0,7168 кг/м3 |
Взрывоопасная концентрация в воздухе | 2,1 % | 4,4 % |
Цена единицы условного топлива | 18 руб/л | 5,2 руб/м3 |
Из таблицы видно, что пропан примерно в 2 раза более взрывоопасен, чем метан. В системах магистрального газоснабжения используется метан. Пропан или же смесь пропана с бутаном применяется в системах автономной газификации. Оба газа в настоящее время применяются в качестве топлива в ГБО автотранспорта.